Новости

15.08.2019|14:08

Первый поезд прибыл в Верхнеудинск (Улан-Удэ) 120 лет назад

15 августа 1899 года на станцию Верхнеудинск (Улан-Удэ) прибыл первый железнодорожный поезд. За несколько дней до этого исторического события городская управа просила жителей города "в это число украсить свои дома флагами и вечером иллюминировать".

Встреча первого поезда, прибывшего из Мысовой в Верхнеудинск, была многолюдной и торжественной. На перроне и возле вокзала "толпилась самая разнообразная толпа лиц разных полов, возрастов и состояний, одетых в праздничные наряды. Нужно считать эту толпу несколькими тысячами", – писали месяц спустя "Забайкальские областные ведомости".

Около часа дня переправе через реку Селенгу поезд, декорированный зеленью и цветами, подошел к перрону под музыку оркестра. Когда поезд остановился, из вагона вышел начальник четвертого участка сооружения Забайкальской железной дороги Павел Александрович Гетье. Его сопровождали помощники и служащие соседних участков, а также начальник тяги Ф.И. Маркс. Хлеб-соль, согласно русскому обычаю, железнодорожникам преподнес Городской голова Петр Тивуртиевич Трунев, окруженный городскими гласными и членами управы.

На площадке перед вокзалом состоялся торжественный молебен, после которого "проследовало церемониальное движение поезда под звуки музыки, при этом супруга начальника участка М.П. Гетье перерезала изящный барьер из лент, преграждающий путь поезду". После официальной церемонии встречи поезда городское общество и гости проследовали в общественное собрание, где был дан торжественный завтрак. "Затем городской голова высказал чувства благодарности и надежды города по случаю окончания железнодорожного пути, благодарил от имени города П.А. Гетье, как непосредственного руководителя работ по сооружению одного из наиболее трудных участков, IV участка. Начальник участка в прекрасной речи выяснил подробно значение главным образом торгового, великого сибирского пути, обрисовав также вкратце его значение стратегическое и международное".

В декабре 1899 года управление по сооружению Забайкальской железной дороги объявило об открытии с 6 декабря временного почтово-пассажирского движения по участку Мысовая – Верхнеудинск, для чего предназначались "приспособленные товарные вагоны по типу IV класса". Поезд отправлялся из Мысовой трижды в неделю – по понедельникам, средам и субботам, а из Верхнеудинска в Мысовую уходил по вторникам, четвергам и воскресеньям. Поездка от Мысовой до Верхнеудинска занимала в 1899 году чуть более 14 часов.

1 января 1900 года было открыто временное движение по всей линии Забайкальской железной дороги, а ровно через пять месяцев, 1 июня 1900 года, дорога была сдана в эксплуатацию.

Использованы материалы Государственного архива Республики Бурятия, газеты «Забайкальские областные ведомости» (Чита, 1899 год), журнала «Железнодорожник» (Санкт-Петербург, 1907), книги «Байкальская повесть Транссиба» (Улан-Удэ, 2014 г.)

Тематика: Значимые даты
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=6