Детская железная дорога

  
Инициаторы строительства Малой Восточно-Сибирской железной дороги (1936–1939 гг.)

С первых дней открытия Иркутского Дворца пионеров и школьников в 1936 году юные транспортники мечтали о действующей модели дороги, мастерить которую начали в его стенах. Но у них была и другая заветная мечта — иметь настоящую дорогу.

В начале 1937 года коллектив иркутского дворца пионеров и комсомольские организации паровозного депо, вагонного депо Иркутск — пассажирский и Иркутск — сортировочный, завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева выступили с предложениями построить детскую железную дорогу. Эта инициатива была поддержана Горкомом и Обкомом ВЛКСМ, Горисполкомом, управлением Восточно — Сибирской железной дороги и общественностью города. Весной этого же года и началось строительство ДЖД. После работы на производстве, вечерами и в свои выходные дни, сотни комсомольцев брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли возводить путь и служебные здания дороги. Заказаны железнодорожные костюмы для юных транспортников. Пассажирская служба большой Восточно-Сибирской дороги оборудует по всем правилам кабинет начальника вокзала.

В те годы комсомольскую организацию области возглавлял А. Б. Генкин. К нему и направились наши юные мечтатели. Встретив приветливо, и доброжелательно отнесясь к просьбе, Генкин пообещал обратиться в областной комитет партии, обсудить просьбу с комсомольским активом, но прежде пообещал пожелание ребят передать начальнику Восточно-Сибирской дороги М. П. Сычеву.

Начало было положено. Но нужно было все взвесить, оговорить, обеспечить строительство деньгами, создать проект дороги и всех ее сооружений, а, главное, позаботиться о подвижном составе и паровозе.

Был создан штаб строительства, который возглавил директор Иркутского дворца пионеров и школьников, писатель Б. А. Костюковский. Его заместителем стал заведующий техническим отделом дворца К. Л. Гончарук. На их плечи была возложена вся подготовительная и организационная работа по строительству и обеспечению его денежными, людскими и материальными ресурсами.

Как известно, сооружение дороги требовало капиталовложений, которых общественность города не имела. Штабом строительства было высказано предложение о сборе необходимых сумм денег за счет директорских фондов. Были составлены письма-обращения, и юные железнодорожники, вооружившись этими документами, пошли к руководителям учреждений и предприятий.

Не менее важным было создание материально-технической базы строительства. Здесь на помощь пришли ВСЖД, Лисихинский кирпичный завод, завод инертных материалов, Иркутский лесозавод, локомотивное депо Иркутск — Сортировочный, вагонное депо, Иркутск — Пассажирский, Слюдянское паровозное депо, завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева и другие организации. Они выделили фонды кирпича, гравия, шпал и других самых необходимых строительных материалов, санитарно-технического и другого оборудования. Замечательным в этом было то, что фонды создавались за счет субботников и сверхурочной работы комсомольцев, отцов и матерей.

Параллельно с созданием базы строительства вагонное депо Иркутск — пассажирский разрабатывало и конструировало вагоны, создавало проекты дороги, станций, депо и других сооружений.

Возглавил строительство К. Л. Гончарук, начальником штаба строительства был директор дворца пионеров Б. А. Костюковский. Техническим директором была А. В. Петровна, кружок паровозников вел А. Е. Дрягин.
Самое активное участие в строительстве дороги принял директор Дворца пионеров Н. А. Локтионов, инструктора Дворца Т. Т. Степанов, А. Е. Дрягин, работники ВСЖД (вагонное депо Иркутск-I, трест "Востстройпуть", управление связи) — Т. Т. Хорхорин, Сиверцев, Корягин, Куликов, Ульянов, комсомольцы дороги — Гурских Н.Н., Узарова К.Т. авиатехучилеще и многие другие.

За активное руководство строительством дорогие товарищи: Костюковский, Гробилин, Русанов, Назаров, Попов и др. были премированы.
1 ноября 1939 года бюро Иркутского обкома партии приняло решение об открытии ДЖД, построенной на территории стадиона "Динамо".

Одновременно со строительством дороги инструктор Дворца пионеров Дрягин А.Е. готовил в кружках юных железнодорожников ребят, которые должны были в день открытия обеспечить движение поездов.

За месяц до ее открытия на педсовете Дворца пионеров и школьников был утвержден командный состав дороги — начальник, его заместитель и начальники служб. Роман Атласов был назначен заместителем начальника дороги, Георгий Руденко — начальником паровозной службы, Е. Смирнов — начальником службы связи, Юрий Кудрин — службы движения. Первыми начальниками ДЖД были назначены В. П. Александрова, а от юных железнодорожников — Богоявленский Боря — пионер, ученик 8 класса 13 школы.

Строительство дороги было закончено к 7 ноября 1939 года. Было подготовлено все — двухкиломая дорога построена, вагоны изготовлены, паровоз "Компаунд" стоял под парами, юные железнодорожники одеты в настоящую сшитую по мерке форму. Все ждали торжественного дня. И он наступил.

В два часа дня 8 ноября 1939 года состоялось торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги, на котором присутствовали до 5-ти тыс. детей и трудящихся, представители городских партийных, советских, комсомольских и общественных организаций, работники Управления ВСЖД. Открытие дороги транслировалось по радио, в газете "За здоровую смену" печатались фотографии юных специалистов, в присутствии представителей общественности города и области детская дорога была передана маленьким гражданам Иркутска. От имени обкома комсомола торжественный митинг открыл его секретарь А. Б. Генкин. В этот незабываемый день дорогу принимали 114 первых юных железнодорожников — В. и А. Бушманы, М. Тверских, Д. Гуревич, А. и Д. Герасимовы, А. Зверев, И. Крупицкий, Г. Руденко, Е. Смирнов, В. и О. Полозовы, Н. Антонова, Р. Атласов, С. Радовская, В. Сисина, Л. Полякова, Н. Коваль, А. Закблуковский, М. Князев, Ю. Степанченко, А. Мазов, Н. Крат, Г. Гаман, П. Ройзен, В. Тупиков, Н. Распутин, Н. Слесарева, Н. Попов, В. Парфенов, Б. Райцис, Н. и Р. Рек, В. Мальков и многие другие.

Б. Богоявленский — первый начальник Малой Восточно-Сибирской дороги от юных железнодорожников отдал рапорт о готовности ДЖД товарищу Сычеву и паровоз с 3-мя вагонами, под марш духового оркестра двинулся в свой первый рейс. В каждом вагоне более 20 человек. За первый день поезд сделал 5 рейсов, перевезено около 500 пассажиров, на митинге было зачитано обращение юных железнодорожников к товарищу Сталину.

Дорога обслуживалась 30-ю юными железнодорожниками. Специально для ребят, обслуживающих детскую железную дорогу, была сшита настоящая железнодорожная форма. Протяженность дороги между станциями Солнечная и Пионерская составляла 1800 м. В 1941 году было закончено строительство паровозного депо, отопление всех зданий было печное. Центральная станция названа "Солнечной", депо — имени Л. М. Кагановича, мост через протоку реки Ушаковки — имени П. Морозова. Дороге присвоено звание "Малая Восточно-Сибирская".

Приказом № 24 от 11 ноября 1939 года начальника Восточно-Сибирской железной дороги С. М. Петровича детская железная дорога в г. Иркутске была сдана в эксплуатацию.

screenRenderTime=1