Модернизация БАМа и Транссиба

Для увеличения пропускной способности Российских железных дорог с 2013 года был запущен мощный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон)».

В рамках инвестиций Восточно-Сибирская железная дорога выполняет проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по 236 объектам, в том числе:

    • модернизации железнодорожного пути на 66 перегонах;
    • строительство вторых путей на 13 перегонах (Балбухта – Сюльбан, Бирея – Киренга, Дабан – Гоуджекит, Икабея – Сенаторский, Кунерма – Дельбичинда, Лена-Восточная – Предленский, Небель – Марикта, Таку – Балбухта, Улькан – Умбелла, Предленский – Чудничный, Чудничный – Звездная, Сакукан – Салликит, Таксимо – Лодья);
    • строительство двухпутных вставок на 11 перегонах (Дельбичинда – Дабан, Киренга – Окунайский, Кодар – Леприндо, Новая Чара – Кемен, Сакукан – Новая Чара, Северобайкальск – Блок-пост 1084, Сюльбан – Наледный, Тыя – Северобайкальск, Уланмакит – Таксимо, Холодный – Кичера, Ирдыкан – Ния);
    • проведено строительство 7 разъездов на участках (Ангоя – Огней, Койра – Куанда, Окунайский – Улькан, Таку – Куанда, Шиверы – Аку, Звездная – Ирдыкан, Таковка – Небель);
    • развитие 14-ти станций (Тайшет, Вихоревка, Онохой, Переемная, Андриановская, Слюдянка-2, Мегет, Касьяновка, Зима, Новая Чара, Байроновка, Ук, Тулун, Камышет);
    • усиление контактной сети, модернизации тяговой подстанций, и автотранспортных пунктов (37 объектов);
    • реконструкция 29 искусственных сооружений, в том числе проходка второго Байкальского тоннеля в особо сложных географических и климатических условиях.

2016 год

В 2016 году на участке БАМа в границах ВСЖД были сданы в эксплуатацию вторые пути на перегонах Предленский – Чудничный, Чудничный – Звездная, новые разъезды на участках Шиверы – Аку, Таку – Куанда.

2017 год

В 2017 году для увеличения пропускной способности инфраструктуры и исключения барьерных мест, препятствующих пропуску растущего поездопотока, завершено строительство вторых путей на двух участках магистрали Предленский – Чудничный и Чудничный – Звездная. Также сданы в эксплуатацию вторые пути на участке Таксимо – Лодья.

2018 год

В рамках реализации проекта развития Восточного полигона в 2018 году осуществлялось проектирование и строительство более 100 объектов, из них 75 на Байкало-Амурской магистрали и 27 на Транссибе.

Для увеличения пропускной способности в 2018 году выполнены работы по строительству вторых путей на 2 перегонах (Лена-Восточная – Предленский, Сакукан – Салликит), 2 двухпутных вставок (на перегонах Ирдыкан – Ния, Уланмакит – Таксимо), 2 новых разъездов (на перегонах Ирдыкан – Ния, Таковка – Небель). Выполнено техническое перевооружение 15 объектов электроснабжения. Частично выполнены строительно-монтажные работы по устройству сортировочной горки станции Вихоревка.

Один из самых масштабных проектов - строительство второго Байкальского тоннеля.

 

Сбойка второго Байкальского тоннеля, март 2018 г.

Проведена большая работа по повышению комфорта для пассажиров. В 2018 году началась реализация программы по модернизации вокзальных комплексов. Масштабные работы по реконструкции вокзалов проходят на станциях Иркутск-Пассажирский и Улан-Удэ. Особое внимание – адаптации этих зданий и прилегающих территорий для маломобильных групп населения.

2019 год

Объем инвестиций 2019 года на Восточно-Сибирской железной дороге составил 42,1 миллиарда рублей. В рамках программы за 12 месяцев закончено строительство и подготовлено к сдаче девятнадцать объектов: новые разъезды, тяговые подстанции и несколько крупных проектов.

7 июля 2019 года было открыто рабочее движение по второму мосту через р. Лена на перегоне Лена Восточная – Предленский, строительство которого началось в июне 2015 года в рамках программы «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». По проекту конструкция установлена на построенных в 1975 году опорах, которые были усилены для пропуска тяжеловесных поездов. Длина сооружения с подходами - 417 м, высота - 25 м, судовой габарит - 15 м. Стоимость строительно-монтажных работ составила более 600 млн рублей. С запуском нового моста в постоянную эксплуатацию провозная способность железной дороги на участке Лена-Восточная – Чудничный будет увеличена с 26,9 млн до 34,5 млн тонн в год.

Основной этап реконструкции моста через реку Селенга на участке Татаурово – Мостовой Трансибирской магистрали был завершен осенью 2019-го. Там заменили 8 пролетов общей длиной более 577 метров. Эти работы позволят существенно увеличить грузоподъемность перехода. Его окончательная сдача в эксплуатацию намечена на 2020 год.

В декабре 2019 года сдана в эксплуатацию после реконструкции станция Вихоревка. Обновление сортировочной горки позволило значительно увеличить перерабатывающую способность станции и перераспределить нагрузку с других сортировочных станций ВСЖД. После реализации проекта на станции появился полностью автоматизированный сортировочный комплекс повышенной мощности, перерабатывающая способность горки увеличилась на 740 вагонов и составила 1200 вагонов в сутки (на 60% больше, чем до реконструкции).

В 2019 году завершился первый этап работ реконструкции ст. Тайшет, в рамках которого, в частности, был построен новый грузовой двор. Ввод его в эксплуатацию позволил увеличить переработку грузов на станции по сравнению с 2018 годом в 4,5 раза. Здесь также стала возможной погрузка крупнотоннажных контейнеров. Только в ушедшем году отсюда было отправлено 22 контейнерных поезда.

В настоящее время параллельно реализуются второй и третий этапы реконструкции. В их рамках предусмотрено удлинение существующих путей транзитного парка и укладка трех новых путей, разделение потоков пассажирских поездов. Завершающие четвёртый и пятый этапы реконструкции станции Тайшет планируется завершить в 2023 году.

В конце 2019 года в эксплуатацию был сдан блок №6 управления ВСЖД в Иркутске. Там предусмотрено размещение столовой на 200 мест с производственными и служебными помещениями, конференц-зала на 700 мест со звуковым, видео- и аудиообрудованием, распределительного пункта ввода наружных инженерных сетей и трансформаторной подстанции. Первый и цокольный этажи данного здания являются основой для размещения оборудования и механизмов, влияющих на обеспечение всех ранее введенных 4-х блоков и перспективного блока № 5.

Большинство работ завершено на вокзале ст. Улан-Удэ. В ходе реализации проекта в столице Республики Бурятия была произведена перепланировка здания вокзала, реконструкция фасадов и ремонт внутренних помещений. Установлены навесы над платформами, упорядочена парковка на привокзальной площади. Сквозным проходом объединены два отдельно стоящих здания вокзала, где расположены камеры хранения и медпункт. Особое внимание при реконструкции было уделено созданию безбарьерной среды, для чего на вокзале для маломобильных граждан установлены специальные пандусы, лифты. Изменилась и технология обслуживания пассажиров. Продажа билетов теперь сосредоточена в одной части здания вокзала. В ближайшее время появится электронная очередь. На втором этаже полностью обновлены комнаты длительного отдыха, открыт бизнес-зал и детская игровая зона.

2020 год

В 2020 году объем инвестиций в развитие инфраструктуры магистрали составил 62,8 млрд рублей. На ВСЖД продолжилась реализация инвестиционных проектов, направленных на увеличение пропускных способностей БАМа и Транссиба. За год в постоянную и временную эксплуатацию было введен 31 инфраструктурный объект.

Сразу несколько участков БАМа в два раза повысили свои пропускные способности – с 18 до 36 пар поездов в сутки. Среди них разъезды Гарбилка, Березовый, Нарьянга и Молчан. 25 декабря рабочее движение было открыто по второму Байкальскому тоннелю.

В августе на станции Лена после масштабной реконструкции открылся Дом отдыха локомотивных бригад. Количество мест для отдыха машинистов и их помощников увеличилось с 49 до 80, что связано с ростом поездопотока по Байкало-Амурской магистрали.

В рамках инвестиционной программы на БАМе в Северобайкальске был сдан 27-и квартирный жилой дом для железнодорожников, возведенный по программе технологического жилья.

Одним из значимых событий 2020 года стало завершение работ по реконструкции вокзального комплекса на ст. Улан-Удэ. Также на Транссибирской магистрали полностью завершена реконструкция моста через реку Селенга, на трех участках проведено техническое перевооружение контактной сети, большие объемы работ выполнены по реконструкции станций Касьяновка, Мегет, Андриановская.

2021 год

В 2021 году заканчивается реализация первого этапа и начинаются работы по втором этапу модернизации БАМа и Транссиба.