"Архивы Победы"

Герои-железнодорожники, сражавшиеся на полях Великой Отечественной войны

Асеев Григорий Сафронович

Асеев Григорий Сафронович

(Герой Советского Союза)

05.05.1920 – 16.10.1944

 

Гвардии старший сержант, стрелок-радист 9-го гвардейского Киркинесского Краснознаменного минно-торпедного авиаполка. Родился в селе Петропавловка Кокчетавской области (Казахстан). В 1930 году с родителями переехал в Улан-Удэ. Сын железнодорожника, Григорий Асеев в 1939 году окончил железнодорожную среднюю школу № 65, и в этом же году был призван в Красную Армию и направлен на Дальний Восток. В 1940 году окончил Объединённую школу младших авиаспециалистов ВВС Тихоокеанского флота, получил специальность воздушного стрелка. Служил воздушным стрелком-радистом в 4-м минно-торпедном авиационном полку ВВС Тихоокеанского флота. В боях Великой Отечественной войны с января 1942 года Григорий Сафронович летал в составе экипажей 5-го и 24-го (с мая 1943 - 9-го гвардейского) минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота. Принимал участие в 81 боевом вылете, в 23 торпедных атаках, в потоплении 4-х транспортов, 2-х сторожевых кораблей, каботажного судна, 7-ми мотоботов противника, лично сбил вражеский истребитель. Особо отличился в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск. 16 октября 1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) самолёт-торпедоносец был подбит. Экипаж горящего самолёта в составе командира 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка гвардии подполковника Б.П. Сыромятникова, штурмана полка майора А.И. Скнарёва и стрелка-радиста старшего сержанта Г.С. Асеева сбросил торпеду и потопил транспорт врага, но сам погиб, до конца выполнив свой воинский долг. Григорий Сафронович Асеев награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды. Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно 5 ноября 1944 года.
Береснев Григорий Ефимович

Береснев Григорий Ефимович

(Герой Советского Союза)

23.02.1916 – 26.06.1944

 

Григорий Ефимович Береснев родился на Алтае. С октября 1936 года он работал кочегаром на производственной котельной в локомотивном депо станции Слюдянка, в с мая 1939 года по 1942 годы – кочегаром паровоза. В ноябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Воевал на 1-м Прибалтийском фронте рядовым разведчиком. Отличился при форсировании Западной Двины 26 июня 1944 года. В этот день группа из шести бойцов, среди которых был и Береснев, несмотря на массированный вражеский огонь, форсировала Западную Двину в районе посёлка Улла Бешенковичского района Витебской области Белорусской Советской Социалистической Республики. Во время захвата плацдарма Береснев, ворвавшись в траншею, уничтожил 6 вражеских солдат. Был тяжело ранен, но поля боя не покинул, и продолжил сражаться, погибнув в бою. Похоронен в братской могиле в числе 56 советских воинов в посёлке Улла. В 1965 году над этим захоронением воздвигнут памятник. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Григорий Береснев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 31 мая 1950 года жене Береснева Евгении Сергеевне и его дочери Нине Григорьевне была вручена Грамота о присвоении ему звания Героя. Имя Береснева есть на Мемориале Славы в Барнауле. В городе Слюдянка имя Береснева носит микрорайон, а на здании локомотивного депо установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Григория Ефимовича Береснева.
Быстрых Борис Степанович

Быстрых Борис Степанович

(Герой Советского Союза)

28.03.1916 – 03.06.1943

 

Борис Степанович Быстрых родился на станции Мысовая. Окончил восемь классов школы, работал на Забайкальской железной дороге. В музее города Бабушкин хранятся все письма Бориса Быстрых с фронта, воспоминания школьных друзей, родных и однополчан. Профсоюзный билет с марками, наградные листы, описания боевых вылетов, указы о награждениях и извещение, где в стандартную форму вписано от руки … « Ваш Сын – Герой Советского Союза, Гвардии Старший лейтенант Быстрых Борис Степанович уроженец Забайкальская ж.д. ст. Мысовая в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество_погиб 3. 6. 1943г. при выполнении боевого задания в районе деревня Пролысово_похоронен__похоронен партизанами неизвестно где». В 1939 году Борис окончил школу Гражданского воздушного флота в Балашове. Спустя год он был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня 1941 года Борис Быстрых – на фронтах Великой Отечественной войны, летал на бомбардировщике «Пе-2». 2 марта 1942 года Быстрых получил задание оборвать провода над железной дорогой Сумы - Белополье. На бреющем полёте он выполнил задание, разбомбив при этом вражеский железнодорожный эшелон. Возвращаясь, был атакован шестью истребителями противника. Быстрых, пойдя на хитрость, дал согласие на посадку и на бреющем полёте ушёл от погони, несмотря на серьёзные повреждения самолета. 13 июля 1942 года в районе населённого пункта Ольшана Борис Быстрых обнаружил вражеский аэродром, на котором размещалось около 130 самолётов различных типов. Под огнем противника Борис сумел сфотографировать аэродром. 28 июля 1942 года, проводя разведку на участке Калач – Цимлянск, самолёт Быстрых был атакован тремя немецкими истребителями, в результате чего он был подбит на расстоянии 40 километров за линией фронта. Быстрых довел самолёт до линии фронта, после чего экипаж выпрыгнул с парашютом. 8 августа 1942 года Быстрых, выполняя разведку к югу от Калача, обнаружил немецкий аэродром с сотней самолётов, и немедленно сообщил о нём командованию. К 1 сентября 1942 года командир звена 99-го бомбардировочного авиаполка 270-й бомбардировочной авиадивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта старший лейтенант Борис Быстрых совершил 168 боевых вылетов. 3 июня 1943 года Быстрых проводил бомбардировку карательных подразделений, окруживших группу партизан в Брянской области. Самолёт успешно произвёл штурмовку, но после этого был подбит. Быстрых получил смертельное ранение, однако смог посадить бомбардировщик на землю. Штурман из экипажа Быстрых успел вынести в лес раненого радиста. Солдаты из карательных подразделений противника обнаружили самолёт и с воинскими почестями похоронили Быстрых, написав на его могиле: «Русский Герой Николай Фунаев» (в планшете Быстрых были документы на имя Фунаева). Позднее партизаны перезахоронили Быстрых в селе Пролысово Навлинского района Брянской области. В 1975 году его прах был перезахоронен в селе Ревны того же района. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» старший лейтенант Борис Быстрых был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 777.
Клыпин Николай Якимович

Клыпин Николай Якимович

(Герой Советского Союза)

16.12.1908 – 17.03.1943

 

Николай Якимович Клыпин родился в 1908 году в городе Верхнеудинске в большой семье потомственного железнодорожника. С 1918 по 1925 годы Николай Клыпин учился в семилетней железнодорожной школе. В 1930 году он уехал учиться в Сибирский техникум водных путей, ходил по Байкалу помощником механика на пароходах «Байкал» и «Баргузин». В начале 30-х годов Красная Армия остро нуждалась в командных кадрах. В мае 1932 года Николай поступает в Ульяновскую бронетанковую школу. В 1939 году танковая рота под командованием Клыпина принимает участие в освободительном походе в Западную Украину. Одной из первых танковая рота вступает в старинный город Львов, жители которого радушно встретили своих освободителей. В 1939 году финны, подталкиваемые немцами и англичанами, напали на нашу Родину. Завязались ожесточенные бои. 2 марта 1940 года танковому батальону старшего лейтенанта Клыпина было приказано атаковать и взять штурмом остров Туппуро-Саари в Выборгском заливе. Танк Клыпина уничтожил огнем и гусеницами два противотанковых орудия, пулеметную точку, поразил из орудия наблюдательный пункт врага, разрушил три дота белофиннов. Когда танк был подбит, Клыпин приказал экипажу покинуть машину, а сам достал из горящего танка пулемёт. Пока командир вел неравный бой, экипаж погасил огонь. Танк был окружен белофиннами, но Клыпин и его экипаж прорвались сквозь финские цепи, после чего заняли круговую оборону вокруг танка. Метким огнем из пулеметов было уничтожено несколько десятков солдат противника, а остальные отступили. Дальше было наступление на мыс Харяннян-Нимми. Капитан Клыпин под огнем противника успешно вывел танки из под обстрела, спас воинов и вооружение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за  образцовое  выполнение заданий  командования на фронте борьбы с финнами и проявленные при этом отвагу и героизм, майору Клыпину Николаю Якимовичу было присвоено звание  Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Великая Отечественная война застала Н.Я. Клыпина во Львове. Николай Якимович участвовал в боях на Западном фронте, в битве под Москвой. Накануне 1942 года в одном из кровопролитных боев под Малоярославцем полковник Клыпин был тяжело ранен. Врачи долго боролись за его жизнь. Вскоре тяжелое ранение дало о себе знать. 17 марта 1943 года скончался. Похоронен в городе Щучинске Казахской ССР. Именем Героя был назван буксирный теплоход ОТА-803 — «Герой Н. Я. Клыпин» Восточно-Сибирского пароходства, и улица в Улан-Удэ.
Левченко Дорофей Тимофеевич

Левченко Дорофей Тимофеевич

(Герой Советского Союза)

25.10.1911 – __.08.1941

 

Родился Дорофей Тимофеевич Левченко в селе Посуховка Черкасской области. Его родители рано умерли, оставив сиротами восьмерых детей. Дорофей подрабатывал, был пастухом, а в семнадцать лет уехал в Забайкалье. Там окончил школу ФЗУ, на станции Улан-Удэ трудился слесарем в железнодорожных мастерских дистанции пути. Трудился Дорофей Тимофеевич и на ремонте вагонов в вагонном депо. Дорофей увлекался военным делом, мечтал быть военным. В 1931 году комсомолец Левченко был призван в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке. В 1935 году, после окончания Омского военного пехотного училища, лейтенант Левченко вернулся на Дальний Восток. Служил командиром взвода, потом был выдвинут на роту. И вот события у озера Хасан, бой с самураями на сопке Безымянной. Стрелковая рота под командованием старшего лейтенанта Левченко вместе с пограничниками очистила сопку от японцев, хотя на каждого советского бойца приходилось по 20 самураев. Дорофей Левченко был ранен, но продолжал командовать ротой, трижды водил бойцов в контратаки. Несмотря на превосходящие силы противника, рота Левченко не уступила врагу ни одной пяди советской земли. 25 октября 1938 года был опубликован Указ о награждении Дорофея Тимофеевича Левченко золотой Звездой Героя. После боев у озера Хасан капитан Левченко командовал батальоном, а в октябре 1939 года он стал слушателем Военной академии имени М. В. Фрунзе. С первых дней войны Дорофей Левченко уехал на фронт. Он отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками и пал смертью храбрых в августе 1941 года вблизи деревни Новоселки Осиповичского района Могилевской области. После войны его прах перезахоронен в деревне Свислочь Осиповского района на холме Славы.
Попов Петр Андреянович

Попов Петр Андреянович

(Полный кавалер ордена Славы)

16.09.1916 – 24.11.2005

 

Петр Андреянович Попов родился в селе Фофаново Кабанского района Бурятской АССР в крестьянской семье. Петр после окончания пяти классов пошел работать учеником моториста на катер, затем – мотористом на Мысовской рыбозавод. 31 год трудовой деятельности Петр Андреянович посвятит Восточно-Сибирской железной дороге. Но сначала была война… День начала Великой Отечественной войны Петр Андреянович вспоминал так: «22 июня 1941 года мы со старшим братом Василием услышали по радио, что началась война с фашистской Германией, а наши войска вынуждены оставлять города и села под натиском врага. Затем передали песню «Вставай, страна огромная…», от которой у меня запершило в горле. Наши родители, провожая нас в армию, наказывали стойко защищать Родину. А мы в ответ дали клятву выполнить их наказ и вернуться с победой». В январе 1942 года Петр Андреянович прибыл на Юго-Западный фронт, в район Сталинграда. Минометчик Петр Попов принимал участие в боях с немецкими войсками Манштейна, уничтожая огневые точки врага. Затем были бои на Миусском фронте, где наши войска из минометов били по фашистским танкам и бронетранспортерам. Боевые заслуги ветерана Петра Андреяновича Попова в битве в районе Саур-Могилы были отмечены медалью «За боевые заслуги». Дальше было освобождение Донбасса, Мелитополя, Крыма, Севастополя. За бои в Литве – орден Славы III степени, за освобождение Восточной Пруссии – орден Славы II степени. За этими и многими другими наградами – многодневные бои, гибель товарищей-бойцов, стойкость и мужество оставшихся в живых. И третий орден Славы, первой степени, который Петру Андреяновичу вручат в 1971 году. Полный кавалер ордена Славы Петр Андреянович Попов честно и добросовестно трудился до 1977 года. На заслуженном отдыхе ветеран вел активную общественную работу. Железнодорожники всегда навещали Петра Андреяновича. Когда ветерана не стало, работники Улан-Удэнского региона ВСЖД установили в память о Петре Андреяновиче мемориальную доску на здании вокзала станции Селенга.
Тонконог Иван Власович

Тонконог Иван Власович

(Герой Советского Союза)

__.__.1913 – 18.07.1944

 

Гвардии старший сержант Иван Власович Тонконог родился в семье крестьянина в селе Селище ныне Носовского района Черниговской губернии. Окончил шесть классов средней школы. После этого уехал в Сибирь и поселился на станции Слюдянка Иркутской области, где работал на железной дороге мастером локомотивного депо. С 1934 по 1936 гг. проходил службу в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Демобилизовавшись, вернулся в Слюдянку. 13 июня 1943 года был вновь призван в действующую армию и отправлен на 3-й Белорусский фронт. 14 июля 1944 года Иван Власович с отрядом бойцов первым форсировал реку Неман в районе города Алитус, и сразу же развернул свой взвод для отражения контратаки противника, пытавшегося сорвать форсирование реки. Все вражеские контратаки были отбиты, причем фашистские войска понесли большие потери. Взвод, которым командовал Иван Власович, уничтожил до 50 немецких солдат и офицеров. 18 июля 1944 г. у деревни Анталаки разгорелись ожесточенные бои. Бойцы взвода Тонконога отбивали атаку за атакой. Несмотря на серьезные раны, Иван Власович продолжал сражаться. К концу боя в живых осталось всего два гвардейца. За стойкость и отвагу в боях Ивану Власовичу Тонконогу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В городе Алитус (Литва) имя Тонконога было увековечено на памятнике освободителям города, на его могиле в этом же городе был открыт обелиск. Именем Тонконога были названы улицы в его родном селе Селище, что в Черниговской области Украины, и в городе Слюдянка, где он жил и трудился. На здании Слюдянского локомотивного депо в честь Героя была установлена мемориальная доска, его имя запечатлено на памятнике слюдянцам, не вернувшимся с войны.
Чертенков Иван Матвеевич

Чертенков Иван Матвеевич

(Герой Советского Союза)

__.__.1912 – 05.03.1943

 

Иван Матвеевич Чертенков родился в селе Рождественка Тимского района Курской области. С 17 октября 1937 года по 23 января 1942 года Иван Матвеевич работал на станции Улан-Удэ. Трудился сцепщиком вагонов, кочегаром парового отопления вокзала, перронным контролером. Иван Матвеевич настойчиво просился в ряды Советской Армии, и 23 января 1942 года был уволен со станции Улан-Удэ в связи с призывом и отправкой на фронт… В селе Тарановка Харьковской области есть братская могила, в которой покоится прах двадцати Героев Советского Союза, воинов 78-го стрелкового полка 25-й дивизии, павших в боях за освобождение села Тарановки от немецко-фашистских захватчиков. В начале марта 1943 года полк вел бои западнее Харькова и севернее Курска. Передовые советские части подошли к Ворошиловграду и Краматорску. Фашисты стягивали сюда подкрепление, чтобы отрезать наступавшие войска и самим перейти в наступление. Разгадав планы противника, наше командование дало приказ организовать оборону на крупных железнодорожных узлах и измотать силы немцев. Первый взвод лейтенанта П.Н.Широнин, в котором воевал красноармеец Иван Матвеевич Чертенков, занял позицию на участке станции Беспаловка. Пятого марта станционные здания начали бомбить вражеские «Юнкерсы». Вскоре немцы пошли в атаку. Пехота противника подкреплялась множеством фашистских танков, самоходок и бронемашин. Небольшая горстка русских воинов, засевших в неглубоких, наспех отрытых окопах, вооруженных гранатами, пулеметами и одной пушкой, должна была не только остановить противника, но и не пропустить его вперед. Силы были неравные, но широнинцы отбили первый натиск гитлеровцев. Наша оборона продолжалась, заметно редея. Несколько советских солдат бросились под немецкие танки, и, подорвав машины, погибли на глазах товарищей. Гвардеец Иван Матвеевич Чертенков, уничтожив танк, продолжал вести меткий огонь по вражеской пехоте. Лишь в ходе рукопашной схватки он был сражен выстрелом сзади, в горячке боя не заметив подкравшегося фашиста. Обороняя Тарановку, 24 гвардейца пять дней вели неравный бой. Они отдали свои жизни за Родину, но не пропустили врага. В этом сражении было уничтожено 11 танков, несколько бронемашин и более сотни гитлеровцев. Подвиг наших солдат у Тарановки, как пример массового героизма, стоит в одном ряду с боем 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково и десантом Ольшанского в порту города Николаева. В литературе широнинцев часто так и называют - "украинскими панфиловцами". 18 марта 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР все воины из взвода Широнина были удостоены звания Героев Советского Союза.
screenRenderTime=2